Страница, посвященная автомобилю Опель Манта Б (1975-1988гг).

Стартовая Информация Техника Схемы Мануал Галерея Ссылки



Общая информация об автомобиле

Лирика

Манта серии Б является вторым поколением самого известного немецкого классического спортивного купе от фирмы опель - главного конкурента известного Форд Капри. Базируясь на массовом седане Аскона, Манта имеет свой оригинальный кузов. Из общего - конструкция нижней части кузова (днище, лонжероны, пороги, подкапотное, арки и т.д.) , механика и салон. Предшественница Манты Б Манта А выпускалась в 1970-1975-х годах и серийно оснащалась моторами рабочим объемом 1.2-1.9 л (мощностью от 60 до 105л.с.). Кузов автомобиля имел очень красивые классические для начала 70-х формы, а начинка была достаточно современной и спортивной для европы. В отличие от управляемости, правда, динамика была не на высоте. Манта А была в составе немногих спортивных автомобилей европейского отделения General Motors, поставляемых в США под брендом Buick Opel.

В 1975 году увидели свет вторые поколения автомобилей Аскона и Манта (серии Б). Новые автомобили были усовершенствованы, получив в наследство некоторые старые узлы и агрегаты и такие неплохие качества как ремонтопригодность, неприхотливость и надежность конструкции. Дизайн автомобилей был полностью переработан (как было модно тогда писать в пользу "увеличения площади остекления"), и если Аскона Б оставалась классическим и узнаваемым опелем, то новая Манта была воплощением "ветра перемен" в немецком автодизайне благодаря своему "зализанной" аэродинамической внешности, решенной в духе американских малых купе семейства Шевроле Монца '75. В облике автомобиля был заложен огромный потенциал для полной перемены внешности без какого-либо вмешательства в кузов. В результате модель продержалась на конвейере с очень незначительными изменениями (которые, в основном, носили характер добавлений) до 1988-го года, когда с производства снимали уже третье (переднеприводное) поколение Асконы. Блестящие металлом ранние выпуски были к месту в конце хромированных семидесятых, равно как и пострестайлинговые автомобили с новыми бамперами не выглядели старомодными в конце пластиковых восьмидесятых.

Главными плюсами Манты были основные положительные черты любого опеля: конкурентоспособная цена, невысокая стоимость обслуживания и комплектующих, развитая сервисная сеть, относительно высокаянадежность, современная, но достаточно простая и ремонтопригодная конструкция, наличие в линейке очень хороших в своем классе двигателей, неплохой выбор дополнительного оборудования (можно было заказать автоматическую трансмиссию, люк в крыше, кондиционер, противотуманные фары, омыватель фар, фаркоп, сидения Recaro, радиоприемник, кассетный магнитофон, легкосплавные диски, краску "металлик"). Плюс все черты классического спорткупе. Судьбу доступного автомобиля со спортивным имиджем несложно предугадать: в Германии Манта Б была одним из самых тюнингуемых автомобилей своего времени. Потенциал для развития стандартной машины был велик: низкий центр тяжести, достаточно точная подвеска и рулевое, жесткий кузов, крепкий задний мост и передняя балка, большое подкапотное пространство, просто предназначенное для рядного шестицилиндрового двигателя от большого Опель Сенатор (самые смелые ставили даже V-образный 8-цилиндровый двигатель). Оборотной стороной медали "доступный спортивный автомобиль" было то, что за такой моделью автомобиля складывается клише машины для не сильно обеспеченных молодых людей, не обремененных печатью интеллекта. По этому поводу на родине автомобиля ходило множество шуток и анекдотов. Манта в Германии такой же фольклорный автомобиль, как, например, в России Запорожец или "шестисотый" Мерседес.

Манта Б имеет и некоторое настоящее спортивное прошлое. Боевые версии Manta i400 от опелевского тюнинг- ателье Irmscher (имеющие по сути совершенно другую начинку и омологированные по группе Б) очень успешно выступали на мировых раллийных чемпионатах. Выпуск гражданских i400 был невелик, и сейчас эта машина в виде "машина", а не "пол-машинокомплекта" является настоящей реликвией среди ценителей. Постройка реплик i400 весьма нередкое занятие среди серьезных европейских любителей восстановления и тюнинга старых машин.

Несмотря на относительную массовость выпуска (не Фольксваген Жук, конечно, но пол-миллиона экземпляров для спорткупе - это немало) сейчас Манта Б встречается уже достаточно редко . Главный и широко известный недостаток всех опелей с конца 70-х и на протяжении всех 80-х - это очень слабая коррозийная стойкость кузова. И Манта Б тут не исключение, к сожалению. Ржавчина безжалостно уничтожает все что "ниже ватерлинии", и с этим трудно что-то сделать. Автомобиль в хорошем состоянии сейчас найти очень нелегко. Серийно устанавливаемые двигатели максимального объема были весьма неплохи, но все же обычные Манты неконкурентоспособны с по-настоящему динамичными автомобилями. Стандартные тормоза не лучшие в классе.

В интерьере Манты Б присутствуют интересные мелочи, благодаря которым прослеживается индивидуальность автомобиля и дух эпох. Безрамочные двери как на всех опелевских купе. Аэродинамические зеркала Engelmann (на "спортивных" версиях), интересные внутренние горизонтальные ручки открывания дверей, дверные карманы с "хромированной" окантовкой (тоже, правда, не везде), низкая посадка с очень грамотно выверенным соотношением "руль-педали-человек" (педали сцепления и тормоза, расположены на разной высоте, что весьма удобно) , неплохие сидения, симпатичная формованная задняя боковая отделка салона с пепельницами, открывающиеся задние боковые форточки, поперечная потолочная балка, выделенная темным кожзамом ("под таргу"), петли - ручки из кожзаменителя для задних пассажиров (чтобы хвататься в крутых поворотах :), ремни безопасности, крепящиеся к полу через металлическую пластину с круглыми перфорациями, возможен очень красивый всеопелевский спортивный руль с тремя металлическими перфорированными спицами, простая, но весьма симпатичная панель приборов (общая с Асконой Б) с круглыми воздуховодами очень забавной конструкции, серьезная для того времени панель инструментов с тахометром , вольтметром и указателем давления масла, классический кривой и длинный рычаг трансмиссии на КПП старого образца. Салон выглядит достаточно просто, но приятно.

Из конструктивных особенностей можно отметить классический задний привод с жестким мостом сзади. Надежные редукторы. Передняя подвеска с двумя рычагами и мощным подрамником, что обеспечивает надежность и точное управление.Толковые двигатели (если большие) и , конечно, интересный дизайн.

 

Модификации Opel Manta
С начала своего выпуска в 1975-м году автомобиль был представлен в нескольких вариантах оснащения.В базовой версии Standart Манта, как можно догадаться, была пустая как барабан. стальные колеса, отсутствие хрома там и тут, простенький двухспицевый руль, виниловый салон.

Более дорогую версию Luxus (Deluxe) можно было отличить по богатой хромированной отделке и полностью хромированным стальным крестообразным дисками rostyle. Виниловые обивки дверей, двухспицевый руль.

Версия Berlinetta преподносилась как самая роскошная и комфортная. Велюровая отделка сидений, дверей и пола, деревянные панели на дверях, омыватель фар, четырехспицевый руль, полная панель инструментов, виниловая крыша, Серебристо-черные "кресты" rostyle. Неплохой для того времени уровень оснащения.

Версия SR преподносилась как спортивная. Помимо внешних атрибутов - черных полос по бортам, наполовину черного капота и серебристо-черных "крестов" (хром, кстати, присутствует), модель оснащалась перенастроенной подвеской, более острым рулевым управлением и полной панелью инструментов с тахометром, манометром масла и вольтметром. Двигатели объемом 1.6 и 1.9л. С 1977 года появилась версия SR Berlinetta, совмещающая в себе оснащение обеих версий.

В 1976 году была представлена Manta GT/E. Заниженная спортивная подвеска, мощный CIH-двигатель 1.9E - позже 2.0Е с впрыском топлива Bosch L-Jetronik + весь спортивный антураж того времени: спортивный руль, аэродинамическое зеркало заднего вида, матовый черный капот, закрашенный хром. На автомобиле версии GT/E стандартно ставились особые стальные диски, передний спойлер. задняя панель кузова между фонарями поначалу красилась в черный цвет как на некоторых версиях Ford Capri или Москвич - 2140. Manta B GT/E обладала отличной динамикой и управляемостью и был в числе лучших спортивных купе своего времени.

 

1977г. Manta E представляла собой машину, оснащенную по версии Berlinetta c впрысковым двигателем 1.9E. Впервые появилась столь дорого оснащенная модель: мощный спортивный двигатель и все прелести люксового купе. Топовый двигатель перестал быть преррогативой только спортивной модели GT/E.
В 1978 году был представлен 3-дверный хетчбек Manta B CC (Combi-Coupe). Машина тяжелее на 25 кг и выглядит не так элегантно как купе, зато гораздо практичнее.

В 1977 году топовым мотором стал новый 2.0E.

1978г. Manta Silver - специальная ограниченная серия Manta GT/E. Краска серебристый металлик, пятиспицевые легкосплавные колеса ATS.

В 1979 году хромированные бамперы сменились на серые пластиковые. Изменился дизайн передних сидений. Исчезли деревянные вставки в дверях на "берлинеттах". В 80-м появилась Manta B GT/J. Молодежная версия с двигателем 1.3S или 2.0S. Отличается Стальными серебристо-черными "крестами" rostyle, особыми аппликациями GT/J, более острой подвеской и рулевым.

1981г. Подобно Manta Silver Manta Magic - это спец. серия Manta GT/E "по мотивам" Manta A "Black Magic" с легкосплавными колесами ATS и спец раскраской спортивными опелевскими цветами в наклонную полоску. Считается, что было построено около 900 экземпляров.

 

Manta Sport - версия, оснащенная сиденьями Recaro, дисками, передним спойлером и зеркалом заднего вида как у модели GT/E. Плюс задний спойлер и особые аппликации manta sport по бортам. Двигатели 1.3S и 2.0E. В качестве опций - самоблокирующийся дифференциал и легкосплавные диски ATS. С 1981 года мотор 2.0E стал оснащаться системой впрыска LE-Jetronic.
В 1982-м году Manta претерпела большой рестайлинг. Облицовка радиатора обзавелась четыремя прорезями вместо двух. Автомобиль начал оснащаться бамперами в цвет кузова, был расширен туннель карданного вала и модернизирована кулиса КПП. Все версии начали серийно оснащаться полной панелью инструментов и кассетным магнитофоном. Появился замечательный мотор 1.8S OHC мощностью 90л.с. Модификация GT/J просуществовала недолго. В 1983-м вместо GT/J появилась модель Manta GT, которая позиционировалась как базовая. На поздние Manta GT/J и впоследствии GT ставились стальные колеса с имитацией звезды. Берлинеттовский задний спойлер и резиновые молдинги стали входить в базовое оснащение как на купе так и на хетчбеке.

Маnta Berlinetta по-прежнему занимала место люксовой версии. В оснащение входили легкосплавные диски, резиновые молдинги по бортам, задний спойлер, омыватель фар, люк в крыше, полностью велюровый салон, коричневая панель приборов, улучшенная шумоизоляция.

В версии GT/E появились декоративные пороги, пятиспицевые легкосплавные диски Ronal на 14", задний спойлер, сиденья Recaro, пятиступенчатая КПП.
В 1984 году на внутреннем рынке Manta GT/E была переименована в GSi (в Великобритании, например, сохранилось старое название). В 1985 году Irmscher начал выпускать особую версию Exklusiv c трехсекционным задним спойлером и четырехфарной галогеновой оптикой от i400, "антрацитовой" вставкой между задними фонарями (номерной знак располагался на выемке в бампере), литыми дисками антрацитового цвета, спортивным кожаным рулем, улучшенными сидениями. Машина была доступна всего в двух цветах и только в кузове купе. Через год Opel сам начал делать эти модели во всей цветовой гамме и в обоих кузовах. С 1987 года и до конца производства в модельном ряду остались только версии GSi и GSi Exklusiv с мотором 2.0i, развивающим 107л.с., оснащенным катализатором.
Помимо серийных версий Манты свет увидели доработанные купе от Irmscher - опелевского тюнингового ателье. Модель Manta Irmscher i2800 воплотила мечту многих "спортсменов" - рядный шестицилиндровый силовой агрегат объемом 2.8 л. мощностью 140 л.с. от больших Opel Commodore и Diplomat под капотом. С 1977 по 1979 год были посторены 27 автомобилей. Все модели от Irmscher выпускались ограниченным тиражом, следовательно являются очень большой редкостью.

i200 выпускалась с 1985 по 1986гг для омологации Opel Manta в группе B ралли. Модель базировалась на версии GT/E, имея форсированный до 125л.с. и 163 н.м. двухлитровый двигатель. Мощность могла варьироваться в зависимости от опций по апгрейду двигателя. Устанавливался задний спойлер от i400 и пороги. По заказу - самоблокирующийся дифференциал. Собрано по разным источникам 700 либо 5000 машин.

Параллельно с i200 в те же годы выпускалась модель i240. Она не предназначалась для какой-либо омологации и являлась дорожным автомобилем с улучшенными характеристиками. Блок цилиндров от i400, но ГБЦ чугунная восьмиклапанная. Объем 2.4л. Другой распредвал, толкатели и пружины клапанов, спортивный выпуск, система питания перенастроена. Мощность 136л.с. крутящий момент 206н.м. Ставился задний спойлер и четырехфарное головное освещение от i400, пороги и опционно полный пластиковый обвес. Часто - самоблокирующийся дифференциал. Построено по разным источникам 300 либо 600 машин.
1985-1985гг. Manta i300 от Irmscher оснащалась рядным мотором 3.0CIH. Передняя часть кузова претерпела некоторые изменения для того, чтобы вместить большой двигатель. Подвеска была сильно изменена ввиду бОльшей массы силового агрегата. Установлены большие вентилируемые тормоза спереди, дисковые сзади, задний мост с LSD 3.18, КПП GETRAG 265, спортивный выхлоп, задний спойлер, четырехфарное галогеновое головное освещение, 15" литые колеса и прочие раллийные атрибуты от i400. В стандарте двигатель выдавал 176л.с., но можно было повысить отдачу за счет различных опций до 200л.с. и более. Машина стоила в 2 раза дороже обычной GT/E версии, но и динамика была на высоте. Ввиду высокой стоимости продажы i300 были очень ограниченными, и машина представляет собой очень большую редкость - было построено всего 27 экземпляров.

1981-1984гг. Manta i400 является настоящим шедевром, вершиной в модельном ряду Opel и, пожалуй, одним из лучших среди заднеприводных автомобилей своего времени, не относившихся к суперкарам. Как и i200 она была омологирована для участия в ралли группы B. Планировался выпуск 400 машин, но свет увидели 245 экземпляров. Это в чистом виде "боевая" машина. Двигатель, посторенный на базе блока цилиндров от дизеля Opel Rekord 2.3л. и спортивной шестнадцатиклапанной ГБЦ, разработанной совместно с Cosworth, имел потенциал в 400 сил. Боевые раллийные версии развивали 275л.с. и 300н.м. на "верхах". Дорожные были дефорсировны до скромных 144л.с. и 210 н.м., на "гражданских" приемлемо низких оборотах. Самоблокирующийся дифференциал, спортивная КПП и сцепление, дисковые тормоза сзади, дисковые вентилируемые спереди. Комплект расширения кузова - опционно( вместе с ним - диски на 15" шириной от 7 до 10" вместо 14). На дорожных версиях обвес был выполнен из обычного ABS-пластика, на раллийных - из кевлара (как и двери, капот, крылья)+ облегченные стекла. Вес машины составлял 960 кг. Еще одним большим отличием между раллийной и дорожной версией была система питания двигателя. На дорожной -впрыск Bosch L-Jetronic, на раллийной - двойной карбюратор Weber DCOE 48(/50). На иллюстрации а/м фазы 1 1981 г.в. и фазы 2 после рестайлинга 82 года.

С 1975 по 1979 гг в Великобритании выпускался Vauxhall Cavalier Coupe и с 1978 по 1981гг Vauxhall Cavalier SportsHatch, представлявшие собой дорестайлинговые Manta B и Manta B CC с незначительными изменениями. Cavalier имел сплошную облицовку радиатора без горизонтальных прорезей и некоторые оригинальные элементы декора. Всего было построено 16535 машин.

В 1978 - 1979 годах в выпускалась открытая версия Cavalier-a Vauxhall Cavalier Centaur . Основой служил Cavalier GLS Coupe 1.9 и 2.0 или Manta B Coupe. Машина стоила в 2 раза дороже базового купе. Опции включали в себя автоматическую КПП и легкосплавные диски Campagnolo. 118 кабриолетов было собрано на протяжении двух лет.


Ближайшие родственники
Предшественник - Manta A 1970-1975гг
Донор дизайна - Chevrolet Monza Fastback 1975-1980гг
Соплатформенная Ascona B 1975-1982гг
Раллийная Ascona B i400
Последователь - переднеприводная Calibra на базе Vectra A

И некоторые конкуренты
Alfa-Romeo Alfetta GT/GTV
Audi Coupe B2
BMW E21
Datsun 260Z-280ZX / Nissan Fairlady Z
Fiat X1/9
Ford Capri
Honda Prelude
Lancia Beta coupe/HPE
Mazda RX5/Cosmo
Mitsubishi Sapporo
Peugeot 504 coupe
Porsche 924
Toyota Celica
Volkswagen Scirocco
Hosted by uCoz